Сочинение: Взгляд на историю (по роману Л. Н. Толстого "Война и мир")
Сочинение: Взгляд на историю (по роману Л. Н. Толстого "Война и мир")
Сочинение
по литературе.
Тема:
Взгляд на историю: «Какая сила управляет всем?» по роману Л. Н. Толстого «Война
и мир».
Роман-эпопея
Л. Н. Толстого «Война и мир», созданный писателем в шестидесятых годах прошлого
века, стал большим событием в русской и мировой литературе. Ещё в 1860 году
писатель пытался обратиться к жанру исторического романа. Попытка написания
«Декабристов» и привела Толстого к замыслу «Войны и мира», в котором писатель
стремится понять ход и смысл истории, роль личности в историческом процессе, а
главное - роль народа в его переломные моменты.
Своеобразие
романа состоит в том, что история незаметно для читателя переходит в роман, а
роман в историю. Лица исторические, существующие в реальности (Кутузов,
Наполеон, Александр, Багратион, Дохтуров) сосуществуют и действуют вместе с
героями вымышленными (князь Андрей, Наташа и Петя Ростовы, Пьер Безухов, княжна
Марья). На эту особенность романа обратил внимание участник Бородинского
сражения, поэт и писатель Вяземский, в своей статье «Воспоминания о 1812 годе»
отметивший, что автор романа не был в этом произведении «строгим историческим
живописцем».
Действительно,
произведение Толстого полемично по отношению к официальной историографии,
прославляющей подвиги героев и игнорирующей решающую роль личности в
Отечественной войне 1812 года. Изучив перед написание множество книг,
исторических документов, мемуаров, переговорив с современниками и участниками
войны, посетив места важнейших сражений, Толстой понял события более чем
полувековой давности лучше тех, кто поверил в выдуманные подвиги, выдававшиеся
за историческую реальность.
Тонкий
психолог Толстой знал такую важную особенность человеческой души, как
склонность преувеличивать значимость событий и предавать другим то, что они
хотят услышать. Так один из самых честных героев романа, Николай Ростов,
рассказывая Бергу о своем первом бое, начал с желанием рассказать все так, как
было, но по мере рассказа « незаметно, невольно и неизбежно для себя перешел в
неправду» : « Они желали рассказа о том, как горел он весь в огне, сам себя не
помня, как бурею налетал на каре; как врубался в него, рубил направо и налево;
как сабля отведала мяса, и как он падал в изнеможении, и тому подобное. И он
рассказал им все это». Исходя из этой особенности человеческой души, писатель и
выдвинул в романе свой субъективный взгляд на исторические события того
времени, порой кардинально отличающийся от взглядов исследователей.
Многие
историки ставили Толстому в упрек то, что исторические лица романа далеки от
реальности, во многом изменены и неправдоподобны. Но в своих персонажах
писателя интересовал в первую очередь их нравственный облик. Портреты
Багратиона, Кутузова, Наполеона далеки от реальности и часто довольно условны,
далеки от того, что о них известно по историческим документам, книгам и словам
современников. Так Наполеон в произведении – художественный образ, а не
историческое лицо. Толстой не желает видеть воспетой столькими писателями и
поэтами храбрости, величия и гениальности французского полководца, высмеивает
его распоряжения и диспозиции. Даже внешний облик Наполеона намеренно искажен:
при его описании основной акцент делается на «волосатую грудь» и «жирные
ляжки», с помощью которых происходит развенчание наполеоновского мифа.
Отрицательные стороны личности героя (эгоизм, грубость, самовлюбленность,
жестокость) Толстой рисует более ярко, в то время как значение положительных
(полководческий гений) намеренно снижено. Но несмотря на это, поведение и
моральную сторону личности французского императора писатель воспроизвел точно.
Толстой не отрицает незаурядные способности Наполеона, даже говоря о них
иронически («Дрожание моей левой икры есть великий признак»), но писатель
отрицает его как личность, ставящую себя над народом. В трактовке автора
красота человеческой души невозможна без «простоты, добра и правды», которая
отсутствуют в беспринципном завоевателе, несшем народам разорение и
порабощение.
Весь
роман проникнут не только идеей развенчания личного героизма исторических
деятелей, реальных лиц и персонажей, но и полным отрицанием особой роли
личности в истории. Не случайно важнейшие подвиги в романе совершены не реально
существующими людьми, а выдуманными персонажами, такими как Тушин и Тимохин.
Толстой говорит о том, что одна личность не способна кардинально повлиять на
ход исторических событий, и лишь объединившись, как сделал русский народ в
Отечественной войне 1812 года, возможно стать творцом истории.
Особенно
ярко выражено в романе полное отрицание автором военного искусства. Устами
Андрея Болконского высказана в романе точка зрения автора на необходимость
ведения войны: «Война - противное человеческому разуму и всей человеческой
природе событие». В описании битв писатель высмеивает военные символы и традиции
(знамена – «палки с кусками ткани») и выдвигает на первый план моральный фактор
войны. На примере нескольких сражений Толстой показывает, что победа зависит
не от численности войск, не от расположения армии и не от планов
главнокомандующих, а от морального духа простых солдат. Так в Шенграбене
четырехтысячная русская армия одержала победу над сорокатысячной французской, в
то время как при Аустерлице потерпела поражение, имея мощных союзников и
численный перевес. Но настроение русских войск в двух сражениях отличаются. В
Шенграбене преобладает ощущение единства всех участников боя («невидимая
река»), а также сила духа и уверенность в победе каждого солдата («Началось!
Вот оно – страшно и весело!»), в то время как при Аустерлице, хоть положение
сил и изменилось в сторону русских, в рядах солдат отсутствует воодушевление,
царит апатия и равнодушие. Безразличность войск велика, и Толстой подчеркивает
механичность движения масс словами «как в механизме часов».
Но
главное, чем отличаются взгляды писателя и историков – это различное понимание
того, от чего зависит победа в войне. Если историки считали главными
составляющими победы удачно выбранную позицию войск, численность и
профессионализм армии, а также точно рассчитанную тактику и стратегию
главнокомандующего, то Толстой видел залог успеха в морально-психологическом
состоянии войска, патриотизме солдат и понимании ими смысла и целей войны.
Писатель подчеркивает, что кампания 1805 года была проиграна, потому что
народ не понимал ее смысла и не мог бороться за то, значения чего не понимал.
Толстой восстает против войны грабительской и захватнической, жестокой и
несправедливой, но рассматривает как священную войну, вызванную необходимостью
защиты Отечества. Писатель считает, что Отечественная война 1812 года была
выиграна благодаря «скрытому чувству патриотизма» русского народа, массово
вставшего на защиту Родины от захватчиков и грабителей. Внешняя опасность
объединила всех людей, независимо от их социального положения: старостиха
Василиса и дьячок «уничтожали великую армию по частям», князь Андрей и Тушин
вместе расстреливали оккупированную французами деревню, граф Безухов ел из
одного котелка с простыми солдатами. Именно в этом всеобщем единении Толстой и
видит главную причину победы в Отечественной войне. Писатель подчеркивает, что
общественно-значимую роль событиям придает именно участие в них народа, и
изображает всю войну, как войну народную, вопреки мнению историков, что она
была выиграна лишь благодаря гениальному расчету Кутузова, заставившего
ослабевшую наполеоновскую армию идти по разоренной ими же самими Смоленской
дороге.
|