Сочинение: Восприятие, истолкование и оценка оды Г. Р. Державина «Фелица»
Сочинение: Восприятие, истолкование и оценка оды Г. Р. Державина «Фелица»
Порой
возмужания державинского таланта следует считать конец 1770-х гг., когда в
столичной печати появились первые оды, отмеченные зрелостью мастерства,
глубиною мысли и чувства. Заслуженную оценку они получили не сразу. В 1783 г. ода «Фелица» была напечатана в основанном княгиней Дашковой журнале. Ода получила Высочайшее
одобрение, и перед Державиным открылась дорога литературной и политической
деятельности во имя интересов дворянской империи. Гаврила Романович не
предполагал, что одна из его од, написанных в простой и непринужденной манере,
привлечет всеобщее внимание к ее автору. В оде «Фелица» мы видим идеал
просвещенной правительницы, матери народа, которую он хотел бы видеть в лице
императрицы. Успех оды был делом случая. Близкие друзья Державина выпросили у
поэта рукопись, сняли несколько копий и распространили в читающем обществе. «У
каждого, умеющего читать по-русски, очутилась она в руках». Людям неглупым,
открытым ода нравилась. Автор пишет от первого лица:
А
я, проспавшись до полудни,
Курю
табак и кофе пью;
Преобращая
в праздник будни,
Кружу
в химерах мысль мою...
Но
именно в такой манере письма он описывает современное общество, его недостатки.
Его ода была оценена вельможами как «крамола», в ней узнавали они сами себя.
Помимо высоких поэтических достоинств оды, здесь не последнюю роль сыграл и тот
факт, что Державин в полушутливой форме высказал целый ряд злободневных упреков
высшей знати и одновременно поставил несколько серьезных вопросов перед самой
императрицей, и главный среди них: «Но где твой трон сияет в мире?» В оде
«Фелица» ярко показаны пороки вельмож, приближенных к Екатерине:
Не
ходим света мы путями,
Бежим
разврата за мечтами.
Между
лентяем и брюзгой,
Между
тщеславья и пророком
Нашел
кто разве ненароком
Путь
добродетели прямой.
Царский
двор пытается «приручить» Державина, но потом выясняется, что не ради щедрот и
не ради бриллиантовой табакерки с червонцами посвятил он Екатерине «Фелицу». Он
воевал с нею за «сирот и вдов». Под его пером фантастическая «царевна
киргиз-кайсацкия орды» превратилась в идеал просвещенной правительницы, матери
народа, которую он хотел бы видеть в лице императрицы. Он пишет:
Едина
ты лишь не обидишь,
Не
оскорбляешь никого,
Дурачествы
сквозь пальцы видишь,
Лишь
зла не терпишь одного;
Проступки
снисхожденьем правишь,
Как
волк овец, людей не давишь,
Ты
знаешь прямо цену их.
Он
спрашивает у нее совета:
Подай,
Фелица, наставленье:
Как
пышно и правдиво жить,
Как
укрощать страстей волненье
И
счастливым на свете быть?
В
оде «Фелица» впервые проявилось отличительное свойство Державина-поэта – умение
«истину царям с улыбкой говорить». В основе державинской принципиальности и
гражданственности лежали не какое-нибудь философское учение, не продуманная в
деталях политическая платформа, а элементарное, доступное каждому следование
очевидным нравственным началам, заложенным в людях от природы, но в подавляющем
большинстве случаев попираемых самими же людьми.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fictionbook.ru/
|