Сочинение: Доказательства того, что в Гобсеке живут два существа: скряга и философ
Сочинение: Доказательства того, что в Гобсеке живут два существа: скряга и философ
Семенов
Артемий
ТВОРЧЕСКАЯ
РАБОТА
Тема:
«Доказать, что в Гобсеке живут два существа: скряга и философ, существо подлое
и возвышенное»
В повести Бальзака
«Гобсек» мы встречаем ростовщика, в честь которого автор переименовал повесть
(вначале она называлась «Опасности беспутства»). Гобсек – не только крайне
колоритная фигура, вокруг которой крутятся все остальные герои, но и человек,
обладающий таким характером, который можно встретить только в произведении
автора – реалиста: он природно и в то же время ярко сочетает в себе редкостного
скупца и человека с незаурядной широтой мысли, два существа совершенно разных,
но подходящих друг к другу.
Я хочу проанализировать
обе эти стороны сознания Гобсека и выяснить связи и различия между ними.
Первая его личина,
бросавшаяся в глаза каждому, кто знал старика – Скупец с большой буквы –
человек, для которого есть один бог – Золото. Этот человек дрожит над каждым
грошом, с величайшей неохотой отдавая Свои Деньги, пусть даже под огромные
проценты. Но его Скупость этим не измеряется: он не желал давать ничего, и даже
лишнее движение или повышение голоса, казалось, были для него пустой тратой
жизненных сил. Это был, согласно словам другого героя Бальзака,
«человек-вексель», которого абсолютно не волновали ничьи чувства. К тому же
этот скупец являлся, по сути дела, большим ребенком: достаточно вспомнить его
детскую радость, когда он получил бриллианты – это не радость коммерсанта,
заключившего удачную сделку, а «злобное торжество дикаря, завладевшего
блестящими камешками». Также это подтверждается его последними годами жизни:
чисто детское упрямство не давало ему уступить пару франков и в результате
лишало огромных барышей. Назовем это создание Ростовщиком.
В целом картина такова:
жадный мелочный старик, наживающийся на чужой беде, существо жалкое, душевно
скудное, если не сказать бездушное. Таково впечатление, которое получает любой
клиент Гобсека.
Но человеку, знающему
старика ближе, видна и другая личность, заметная не всем и не сразу. Это Философ,
много повидавший и много переосмысливший со времен своей бытности юнгой, когда
ему было десять лет. Именно он в моменты благородства и честности является
высшей ступенью сознания Гобсека. Плавая из страны в страну, но часто натыкался
на острые камни реальности в реке жизни, и понял, что она – не тот тихий
романтичный ручеек, который описывали писатели минувшей эпохи. Будучи сильной
личностью, он построил на самой прочной скале – Рифе Денег крепость и стал
диктовать законы согласно своим убеждениям. Его философия груба, но, в то же
время, невероятно жизненна: толкнув нищего лицом в грязь, ты заставишь его
трудиться; разоряя же беспутного дворянина, ты ведешь борьбу за нравственность.
Давая подачку, ты поощряешь нищенство и оскорбляешь того, кому ее даешь, пусть
даже это твой единственный друг. Это – благороднейший человек, имеющий
собственные Убеждения и не собирающийся их нарушать. Оставляя графиню с детьми
без гроша, он сделал это для того, чтобы они научились жить и выживать, что и
произошло; в противном же случае все закончилось бы так же, но без перспективы
получения имущества графа на совершеннолетие: оно было бы растрачено молодым
бездельником и его матерью. Давая другу в долг под большие (по нашим меркам)
проценты, ростовщик давал ему стимул развивать дело и не чувствовать
признательности или чувства «долга по гроб жизни».
Философ – высшее чувство
справедливости в душе Гобсека, его душа. Ростовщика же можно назвать непонятным
для тех времен словом – автопилот.
Как же образовались в
одном человеке две столь разные личности? Я представляю это себе так: Гобсек –
романтик с обломанными крыльями, но, в отличии от большинства своих собратьев
по несчастью, он не отбросил их и не погиб, а превратил в панцирь циника –
Философа, оставшись внутри все тем же. Философ же, презирая слабых, попрошаек,
разорившихся, но натурой Романтика сочувствуя им, выстроил крепость Ростовщика,
снаружи которой видна была лишь бездушная личина. С годами эти личности так
сплелись, что почти невозможно стало понять, где же «Я» Гобсека и разглядеть
его.
|