Сочинение: Анализ стихотворения С.А. Есенина "Русь советская"
Сочинение: Анализ стихотворения С.А. Есенина "Русь советская"
Анализ стихотворения С.А. Есенина
«Русь советская».
Середина 20-х – время подведения итогов революции, гражданской войны,
восстановления народного хозяйства, усиления влияния вводимых порядков. Со
свержением царизма жизнь повсюду изменилась, установленное
общественно-политическое устройство открыло ранее недоступные возможности
гражданам новой страны – Советского Союза. Перемены, захлестнувшие страну,
нашли отражение, конечно же, и в поэзии С.А. Есенина: «Русь уходящая», «Анна
Снегина», др. Одним из произведений, написанных в этот период, стала «Русь
советская» (1924 год).
По жанру это небольшая поэма. Такое заключение можно сделать из того,
что в произведении можно выделить эпическую основу и лирическую канву, а также
систему образов, в центре которой представлен лирический герой, и 4 смысловые
части. Сюжет произведения, его эпическая составляющая, следующий: возвратившись
в родную деревню, известный поэт понимает, что он дома чужой.
В первой части (1 – 9 строфы) «гражданин села» чувствует себя потерянным,
ненужным, чужим на родине. Ураган революции разметал всех его былых друзей,
оставив его одного. Возвратившись в родное село, он задается вопросом:
Что родина?
Ужели это сны?
Но «голос мысли» берет верх над сердцем, и лирический герой отвечает
себе, что для него, ненужного, неприкаянного, эта земля все равно остается
родиной, хотя он «никому здесь незнаком».
Вторая часть (10 – 14 строфы) воспринимается как констатация фактов новой
жизни. И рассказ красноармейца, и собрание у волости, и агитки Демьяна Бедного
– признаки наступившего времени, к которым, несомненно, можно отнести и жителей
села: красноармеец, комсомол, воскресные крестьяне. Лирический герой видит это,
деревня показана его глазами, но он часть другого мира, поэтому не принимает
участия в действии.
В третьей части (15 – 19 строфы) выражается авторское отношение к
революции через чувства и мысли лирического героя:
Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Отдам всю душу октябрю и маю…
Поэт здесь показан истинным гражданином – цели родины он ставит выше
собственных чувств, проявляет смирение перед закономерным явлением – приходом
нового времени, сменой поколений: «Чем сослужил… – и тем уже доволен…»
В
четвертой части (19 – 21 строфы) подводится итог размышлений героя. Последние
восемь строчек стихотворения – квинтэссенция смысла всего произведения. Поэт
решает воспевать как старую, былую Русь, так и новую, советскую Россию. Он не
следует общественному мнению: написанию злободневных стихотворений-агиток он
предпочитает более высокую цель – служение Родине, воспевая ее в поэзии, тем
самым проявляет себя как настоящий патриот.
Система
образов «Руси советской» построена вокруг центрального – образа лирического
героя. Его переживание, чувства, мироощущение близки к авторским. Единят их,
однако, не только взгляды на жизнь, но и поэзия, которая «жива одной большой
любовью, любовью к родине». Лирический герой предстает перед нами сильной
личностью, способным противостоять обстоятельствам, патриотом. Внутренний мир
лирического героя – основа лирической канвы произведения, которое очень
эмоционально: вереницей проходят одиночество, тоска, сомнения, возмущение,
самоирония, спокойствие, гнев, смирение, воодушевление, пафос.
«Русь
советская» написана ямбом, богата изобразительно-выразительными средствами.
«Неведомый предел», «жидкая позолота», «немая полутьма», «корявые, немытые
речи» - это все яркие эпитеты, используемые автором в стихотворении. Не менее
образны метафоры: «бревенчатая птица», «уши длинных веток», «пилигрим угрюмый»
и др. Также С.А. Есенин обращается и к оксюморону («грустная радость»), и к
олицетворению («край мой болен»), и к антитезе (одиночество лирического героя
противопоставляется шумного, веселого деревенского вечера). Эмоциональность и
душевное напряжение создается посредством риторических вопросов («Что родина?»,
«Кого позвать мне?»)
и
риторических восклицаний («И это я!», «Вот так страна!»). Отдельные фразы в
начале «Руси советской», передающие состояние героя, в третьей и четвертой
частях трансформируются во внутренний монолог, который заканчивается пафосным,
патриотическим восьмистишием, содержащим основную мысль стихотворения. Таким
образом, С.А. Есенин вводит в ткань произведения размышления поэта не только
для раскрытия образа героя, но и для выражения через его мысли собственной,
авторской позиции, принятии изменений, произошедших в нашей стране после
революции.
С.А.
Есенин с «грустной радостью» встречает советскую Россию. С радостью, потому
что новый мир открывает перед человеком совершенно иные возможности, ранее
недоступные, неизведанные. С грустью, потому что это означает прощание со
старой жизнью, привычной, знакомой, имеющей свои недостатки и преимущества,
светлые стороны, которой дороги автору. Но он не стремится ее удержать и смело
делает шаг в будущее.
|