Контрольная работа: Основы черчения
Контрольная работа: Основы черчения
Роль чертежа в жизни человека история развития чертежа
Графика – это средство создания материальных, духовных,
интеллектуальных и художественных ценностей человека. Чтобы построить дом, автомобиль
или самолет, изготовить одежду, мебель или детскую игрушку, надо сначала
спроектировать изделие, вычертить его и нарисовать. Этим занимаются инженеры,
архитекторы, дизайнеры и представители многих других профессий. Все они говорят
на едином, общем для них профессиональном языке – языке графики.
Трудно сказать, когда появились у того или иного народа первые
графические построения. По-видимому, потребность в их точных или
приблизительных результатах относится к самым ранним стадиям развитая человеческого
общества. Можно сомневаться, что какой-либо определенный народ впервые изобрел
тот или иной прием или способ графических построений и затем путем общения
передал свое изобретение другим народам. Скорее всего, каждый самостоятельно
проходил первый этап развития графической культуры. Именно этот этап теряется в
глубине тысячелетий и имеет, должно быть, не меньшую историю, чем возникновение
речи и совершенствование простейших орудий труда.
Другое дело – развитие абстрактных понятий, создание правил и методов
изображений. Здесь заимствование неизбежно. И более развитые народы являются
источником более квалифицированных познаний. Именно это заставляет нас
пристально изучать те нити, которые могут служить путями передачи
интеллектуальных богатств. Естественно, и нам придется обращать внимание на эти
исторические факты, чтобы знать истоки возникновения графического искусства.
Оформление чертежей
Графические изображения Чертежные инструменты и принадлежности
В наше время чертеж – это своеобразный документ. Он определяет
состав и устройство изделия, содержит необходимые данные для его разработки,
изготовления, контроля, эксплуатации и ремонта. Чертеж содержит изображения, размеры,
текст. По изображениям можно судить о геометрической форме данной детали, а по
надписи – о названии, масштабе, в котором выполнены изображения, материале, из
которого изготовляется деталь и др. Размерные числа дают возможность судить о
величине детали в целом и ее частей. Здесь же содержатся данные об обработке
детали при ее изготовлении, некоторые другие условные знаки и надписи. Такой
чертеж дает полное представление о детали.
Кроме чертежа детали существуют сборочные чертежи, эскизы, схемы,
изображения разверток, технические рисунки и т.п. Такие изображения называют
графическими. Они состоят из линий, штрихов, точек и выполняются карандашом,
тушью, чернилами.
Изображения на чертежах строят с помощью чертежных инструментов.
От правильной подготовки рабочего места во многом зависит качество чертежа.
Твердые карандаши Мягкие карандаши
Таблица 1. Параметры надписей чертежа
№ графы |
Надпись в графах |
Номер шрифта |
1 |
Название листа |
3,5 строчной |
или 5 прописной |
2 |
Масштаб |
5 |
3 |
Номер листа |
5 |
4 |
Чертил |
3,5 строчной |
5 |
Принял |
3,5 строчной |
6 |
НТГСПА |
5 прописной |
7 |
ХГФ |
5 |
8 |
Шифр (№ зачетной книжки) |
3,5 |
Для рамки на любом формате Напоминаю вам опять: Откладывайте слева
20, А от других сторон по 5.
При выполнении чертежей применяют линии разной толщины и
начертания в соответствии с ГОСТ 2.303–68. Каждая из них имеет свое значение.
Таблица 2. Линии чертежа
Чертежи и другие конструкторские документы промышленности и
строительства выполняют на листах определенных размеров. Форматы листов
определяются размерами внешней рамки (выполненной тонкой линией). Обозначения и
размеры сторон должны соответствовать указанным на рис. 6.
Интересно, что в XXIII столетии основными линиями чертежа являлись
сплошные контурные и точечные (пунктирные – с нем. punkt – точка) линии. Последние
применялись в качестве линий невидимого контура и линий обрыва, а с появлением
на чертежах размеров – в качестве выносных и размерных линий:
С повышением требования к чертежу в части его полноты и
возможности проведения на нем графических преобразований с 40-х годов XIX столетия на чертежах
стали применяться осевые линии. Их проводили сплошными линиями синего цвета.
Стремление к большей наглядности чертежа вызвало необходимость
оттенения и раскраски чертежей. Однако от цветных линий, тушовки и раскраски
пришлось отказаться в связи с новыми способами размножения чертежей – светокопированием
(с 1897 г.) и фотографированием. Осевые линии стали проводить
штрих-пунктирными. Для невидимого контура вместо точечных (пунктирных) линий
стали применять штриховые. В начале XX столетия размерные, а затем и выносные линии стали проводить
тонкими сплошными линиями, что способствовало ускорении работ по выполнению оригиналов
и подлинников, увеличивало четкость их копий. Вместо раскраски мысленно
рассеченных частей деталей стали наносить условные обозначения материалов с
помощью штриховок различного вида.
Шрифты чертежные
Любые технические чертежи обычно сопровождаются надписями. Умелое их распределение на чертеже,
аккуратное выполнение придаст чертежу строгость и четкость. Размеры шрифта,
который вы выбираете, должны строго соответствовать размерам формата чертежа. Для
хорошего чтения и восприятия надписей, а также правильного и быстрого их
выполнения вам необходимо знать стандартный шрифт ГОСТ 2.304–81, применяемый
для чертежей и другой технической документации как отраслей промышленности, так
и строительства. Ниже для
справок даны основные размеры шрифта типа В, поскольку он наиболее часто
используется в учебных чертежах.
Таблица 3 Параметры и размеры чертежного шрифта
Параметры шрифта |
Обозначение |
Относительный размер |
Размеры, мм |
Размер шрифта – |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
высота прописных букв |
h |
(10/10)
h
|
10d |
1,8 |
2,5 |
3,5 |
5,0 |
7,0 |
10,0 |
14,0 |
20,0 |
высота строчных букв |
с |
(7/10)
h
|
7d |
1,3 |
1,8 |
2,5 |
3,5 |
5,0 |
7,0 |
10,0 |
14,0 |
расстояние между буквами
минимальный шаг |
а |
(2/10)
h
|
2d |
0,35 |
0,5 |
0,7 |
1,0 |
1,4 |
2,0 |
2,8 |
4,0 |
строк (высота
вспомогательной |
b |
(17/10)
h
|
17d |
3,1 |
4,3 |
6,0 |
8,5 |
12,0 |
17,0 |
24,0 |
34,0 |
сетки) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
минимальное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
расстояние между словами |
е |
(6/10)
h
|
6d |
1,1 |
1,5 |
2,1 |
3,0 |
4,2 |
6,0 |
8,4 |
12,0 |
толщина линии шрифта |
d |
(1/10)
h
|
d |
0,18 |
0,25 |
0,35 |
0,5 |
0,7 |
1,0 |
1,4 |
2,0 |
Расстояние а между буквами, соседние линии которых не параллельны
между собой (например, ГА, AT), может быть уменьшено наполовину, т.е. на толщину d линии шрифта.
Минимальным расстоянием, между словами (е), разделенными знаком
препинания, является расстояние между знаком препинания и следующим за ним
словом.
Устанавливаются следующие размеры шрифта: (1,8); 2,5; 3,5; 5; 7;
10; 14; 20; 28; 40 (применение шрифта размером 1,8 не рекомендуется и
допускается только для типа Б).
Размер шрифта (h) - величина, определенная высотой прописных букв в миллиметрах (рис. 15).
Рис. 15
Как писать буквы, чтобы было просто, красиво и со вкусом!
1.
Вертикальные
и наклонные (под углом 75°) элементы проводим сверху вниз; горизонтальные – слева
направо.
2.
Если в
букве есть скругления, то сначала выполняем скругления, а потом плавно соединяем
их прямыми.
3.
Серединный
дополнительный элемент прописных букв чертежного шрифта Р, У, Ч, Я (где
наиболее развита верхняя часть) проводим под средней линией вспомогательной сетки,
в остальных случаях – над ней.
4. Для качественного выполнения надписей чертежным шрифтом сначала размечаем буквы
тонкими линиями (мягким карандашом).
5. Направление обводки особенно важно, когда вы работаете пером или
ручкой (гелиевой, шариковой и т.п.), при обводке тушью, краской и т.п.
Рис. 17
Знаете ли вы, что впервые стандартный шрифт ввел Петр I еще в начале XVIII века. Его назвали
«гражданским». С незначительными изменениями этот шрифт сохранился и до наших
дней. Со шрифтом Петра I можно познакомиться в одной из первых печатных книг «Русская
техника».
Однако большая часть чертежей до середины XIX века подписывалась обычным
почерком. И чем он был замысловатей, тем лучше оценивалась работа чертежника.
Только после 40-х годов XIX века стали встречаться чертежи, оформленные художественными
шрифтами:
Елизаветинский, Канон малый, Рондо и другие.
Рис. 19
Нанесение размеров. Масштабы
Основанием для суждения о величине изображаемого на чертеже
предмета и его элементов служат размерные числа.
Правила для нанесения размеров на чертежах изложены в ГОСТ 2.307–68,
а также частично в ГОСТ 2.109–73. При чтении размеров необходимо помнить, что
размерные числа без обозначения единицы измерения указывают линейные размеры в
миллиметрах. При других единицах измерения длины (см, м, км) их указывают на
чертеже. Угловые размеры указывают в градусах, минутах и секундах с
обозначением единицы измерения, например: 4°; 4°30'; 0°30'40».
Нанесение размеров на технических чертежах обусловлено рядом специальных
положений. Следует помнить, что с геометрической точки зрения без учета
технологии изготовления изделия размеры следует наносить в такой
последовательности:
-
размеры
каждой части формы предмета;
-
размеры,
связывающие геометрические формы между собой;
-
габаритные
размеры (наибольшая длина, высота, ширина). Масштаб – отношение
линейных размеров предмета на чертеже к его натуральным
(действительным) размерам. Стандарт 2.302–68 устанавливает масштабы изображений
на чертежах всех отраслей промышленности и строительства. При этом в
машиностроении нередко используют масштаб натуральной величины (1:1) строительстве и архитектуре – масштабы уменьшения, в оптике и приборостроении –
масштабы увеличения.
Рис. 28. Расстановка линейных размеров
Основные понятия:
•
Габаритные
размеры – наи большие размеры детали по длине (80), высоте (50), толщине (4).
•
Размеры
элементов – раз меры величины вырезов (30, 15), выступов, отверстий (016),
пазов и т.д.
•
Координирующие
размеры - размеры, показывающие расположение элементов относительно контура
дета ли (17) и друг друга (50).
• Если диаметр меньше 12 мм, то размерные числа и стрелки
располагают снаружи окружности.
•
Если
диаметр больше 20 мм и меньше 40 мм, то стрелки располагают внутри
элемента, размерные числа – снаружи.
•
Если
диаметр больше 40 мм, то размерные числа и стрелки располагают внутри окружности.
•
Размеры
радиусов дуг наносят аналогично нанесению размеров окружностей.
•
Угловые
размеры указывают в градусах, минутах и секундах с обозначением единицы измерения.
При расположении элементов предмета (отверстий, пазов, зубьев и
т.п.) на одной оси или на одной окружности размеры, определяющие их взаимное
расположение, наносят следующим образом:
•
от
общей базы (поверхности, оси) – по рис. 31 а и 6;
•
заданием
размеров нескольких групп элементов от нескольких общих баз – по рис. 31 в;
•
заданием
размеров между смежными элементами (цепочкой) – по рис. 31г.
Размеры на чертежах не допускается наносить в виде замкнутой цепи,
за исключением случаев, когда один из размеров указан как справочный.
Проецирование на одну плоскость проекций
Проецирование – процесс получения изображения предмета на
плоскости.
Плоскость проекции – плоскость, на которой получают проекцию предмета.
Проекция – изображение объекта, полученное при проецировании его на
плоскость проекции.
В зависимости от направления проецирующих лучей проецирование
бывает прямоугольным, косоугольным и центральным (рис. 37). Если
проецирующие лучи параллельны друг другу, проецирование называется
параллельным. Если при параллельном проецировании проецирующие лучи направлены
перпендикулярно плоскости проекций (т.е. под углом 90°), проецирование
называется прямоугольным
или ортогональным, если не под прямым углом – косоугольным. Если проецирующие
лучи выходят из одной точки (центра), проецирование называется центральным.
|